Новые профессии
Мир профессий сейчас меняется стремительно, и эта скорость только нарастает. В связи с развитием технологий, автоматизации и искусственного интеллекта появляется множество новых специальностей и исчезают старые. Легче всего автоматизируются исполнительские алгоритмические виды деятельности, которые можно разбить на несколько однотипных операций. Еще в 2016 г. McKinsey выяснил, что примерно половина всех рабочих процессов, выполняемых людьми, могут быть заменены машинами уже сегодня, с использованием существующих технологий.
Сложно предсказать, как будет выглядеть мир профессий даже в 2040 году, так как изменения происходят с огромной скоростью. В атласе профессий будущего, составленном фондом «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив, приводится множество идей о будущих профессиях, которые звучат сегодня весьма экзотически:
- биоэтик,
- проектировщик домашних роботов,
- кибертехник умных сред,
- архитектор виртуальности,
- продюсер смыслового поля и т.д.
По их данным, уже к 2030 году появится 186 новых профессий и полностью исчезнут 57 из них. Возникнет много незнакомых сфер деятельности.
По данным фонда «Сколково», уже к 2030 году появится 186 новых профессий и полностью исчезнут 57 из них.
Изменения происходят стремительно, предсказать точно на горизонте даже 30 лет сейчас невозможно или, как сказал Юваль Харари (Yuval Noah Harari), автор книг Sapiens и Homo Deus, «если кто-то описывает вам мир в середине 21 века и это звучит как фантастика, это, возможно, ошибка. Но если кто-то описывает вам мир в середине 21 века, и это НЕ звучит как фантастика — то это точно ошибка. Мы не можем быть точными в конкретике сейчас, единственная константа — это постоянное изменение».
Знания и навыки
Не стоит бояться этого процесса — нужно о нем знать и уметь быстро адаптироваться к изменениям. Чтобы подготовиться к будущему, нам нужно перестать думать о профессии и карьере как константе, когда ты выбираешь одну профессию: юрист, врач, актриса, затем получаешь образование, а потом работаешь в одном направлении до самой пенсии. Вместо этого нам нужно мыслить о навыках и знаниях, которые мы будем приобретать всю жизнь и которые будем применять для решения различных задачах и проблем общества, и это могут быть знания из самых разных областей.
Мы совершим переход от привычного нам профессионального резюме, с перечислением наших дипломов и постоянных мест работы, к личному портфолио больших и маленьких проектов, в которых мы принимали участие в различных ролях с применением различных компетенций. Нам нужно будет перестать думать о выборе профессии и карьерного пути на всю жизнь, а думать скорее о профессиональных проблемах и задачах, которые нам интересно было бы решать в этот момент времени, и компетенциях, которые необходимы сейчас для этой роли.
Мы совершим переход от привычного нам профессионального резюме к личному портфолио больших и маленьких проектов.
Этот переход происходит уже сейчас во многих отраслях — переход от компаний и постоянной занятости к мини-проектам и частичной занятости в командах, которые формируются и трансформируются очень динамично: от босса и вертикальной структуры управления компанией — к небольшим самоуправляемым командам и плоским структурам. Карьера будущего для многих будет представлять собой участие в множестве микро-проектов вместо постоянного места работы в течение многих лет и начальника, который говорит, что делать. Либо участие в нескольких длинных проектах одновременно, в качестве фриланс-специалиста или контрактной работы. Постоянная смена ролей и проектов, гибкость, получение новых навыков и знаний в течение всей жизни станут основой профессиональной деятельности будущего.
Soft skills
К сожалению, сейчас традиционное образование до сих пор готовит детей к привычной схеме: школа — институт — профессия — работа — пенсия. В детях продолжают развивать в первую очередь hard skills — теоретические знания в различных областях, а практический опыт и развитие soft skills («гибкие» навыки — гибкость, умение взаимодействовать с другими, творческое мышление, критическое мышление и др.) остаются за рамками школы. Но самые передовые образовательные учреждения Финляндии, Сингапура, Великобритании и других стран включают развитие гибких навыков в основную школьную программу. В их практике много успешных примеров развития у детей критического мышления, умения решать нестандартные задачи, навыка групповой работы, адаптивности и дизайн-мышления, получения опыта предпринимательства и проектной деятельности. Наша задача сегодня — подготовить новое поколение к стремительным изменениям в обществе и решению глобальных задач, стоящих перед человечеством.
Обсуждение материала
Оставить комментарий