Уже в самом начале школьного пути можно спрогнозировать будущее ученика, его образовательные успехи, возможные проблемы, сильные и слабые стороны. Как считают исследователи НИУ ВШЭ, которые изучили психологические данные 1200 первоклассников, то, как ребенок будет учиться в дальнейшем, во многом зависит от его личностных качеств: социального и эмоционального интеллекта — понимания чужих эмоций и управления собственными, самостоятельности, уверенности в себе, коммуникабельности, дисциплинированности и умения быстро адаптироваться к новой среде.
Учителей начальной школы просили оценить первоклассников по некоторым социально-эмоциональным параметрам:
- привыкание к школе (степень комфорта в новой среде);
- независимость (необходимость помощи взрослых в школе);
- уверенность в себе;
- умение сосредоточиться;
- самоконтроль (регуляция поведения);
- взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- умение следовать правилам;
- культурное развитие (уважение к образу жизни других людей).
На основе полученных данных было сформировано четыре группы.
«Отличники» — дети с высокими оценками, и психологическими, и связанными с успеваемостью. Это ученики, которые успешно адаптировались к школе: они самостоятельны, хорошо владеют собой, уважительно и одновременно легко общаются с окружающими и отлично учатся. Их результаты по математике и чтению выше, чем у детей из других групп.
«Вежливые троечники» — они не лидируют по чтению и математике (третье место из четырех), зато подают одноклассникам пример «правильного» с точки зрения дисциплины поведения. Они «всегда скромны, всегда послушны»: следуют школьным правилам, не совершают импульсивных поступков. Это люди системы. Их дисциплинированность и предсказуемость нравится учителям. «Это тихие ребята, которые, даже если и не способны долгое время концентрироваться на занятиях, то, по крайней мере, не отвлекают учителя и других детей от урока и не создают дополнительных проблем в классе», — поясняют авторы исследования.
такое обобщение поможет учителям работать с детьми более адресно
«Неуспешные или незамеченные» — в эту группу вошли дети с низкими баллами по всем шкалам. Исключение составляет их адаптивность — они достаточно самостоятельны и легко привыкают к школе. Именно приспособленность и помогает таким первоклассникам «справляться со школьными буднями». Она будет «подтягивать» за собой развитие по другим параметрам, считают исследователи. В то же время, как говорят ученые, при оценке таких учеников мог сработать гало-эффект — невысокие результаты по математике и чтению могли повлиять на диагностику их личных качеств: слабых учеников посчитали неуспешными по всем статьям.
«Гении общения или слишком независимые» — в четвертую группу вошли хорошисты с развитыми коммуникативными навыками. По чтению и по математике они на втором месте в общем рейтинге. В целом они хорошо адаптировались к школе и, видимо, будут неплохо учиться. Но, если во втором кластере успешность детей была связана с дисциплиной, то в этой группе, наоборот, сильная сторона — независимость. Такие первоклассники не требуют помощи учителя. Эта особенность «ведет за собой и развитые навыки коммуникации со взрослыми», считают исследователи. У них хорошо развита речь. Они «не стесняются и в случае необходимости могут обратиться к взрослому и внятно изложить свою просьбу». Однако в восприятии педагогов первоклассники этого типа самые проблемные — они отвлекаются на уроке и мешают другим. Поэтому преподаватели поставили этой группе не самые высокие оценки по поведению и соблюдению правил. Но недисциплинированность не повлияла на когнитивное развитие этих учеников: они вполне успешно справляются с программой.
Как говорят авторы исследования, такое обобщение поможет учителям работать с детьми более адресно и, следовательно, более эффективно. Для родителей же это может стать ориентиром, над чем нужно работать при подготовке ребенка к школе.
Обсуждение материала
Оставить комментарий