![](http://www.ucheba.ru/pix/upload/default/qgaudawhgli_(1).jpg)
Мое увлечение программированием началось после того, как у нас в школе начались уроки информатики. Школьная программа по этому предмету довольно скудная, тогда я узнал про IT-школу Samsung. В тот год — а это был 2014, я учился в 9 классе — они набирали пилотные группы. И я подумал, что это хорошая возможность попробовать себя в области IT. Для того чтобы поступить в школу, нужно было сдать экзамен, он проходит в несколько этапов, и это были весьма несложные задачи. Чтобы их решить, достаточно было знать базовые принципы программирования и немного увлекаться этим сверх школьной программы. Насколько я знаю, такие школы работают в 20 городах России.
Занятия проходят в течение года, два раза в неделю по полтора часа. Каждое занятие — что-то среднее между лекцией и семинаром: преподаватель объясняет тему, потом мы отрабатываем ее на компьютере, решаем задачи. У нас преподавал Иван Олегович Коноркин, который в то время сам учился на 4 курсе МГУ, и это было очень здорово, потому что, во-первых, он сам имел самые свежие представления в области IT, а во-вторых, умел объяснять понятным для нас языком. По завершении курса студенты работают над дипломным проектом. Диплом IT-школы с отличием добавил мне 7 баллов к ЕГЭ.
В качестве диплома я делал военно-экономическую игру-стратегию в реальном времени Tiny Lands. Она вышла в финал всероссийского конкурса «IT-школа выбирает сильнейших!» и заняла 2 место в номинации «игровые приложения». На сегодняшний день у Tiny Lands 140 тысяч скачиваний в магазине приложений Googlе Play, я считаю, что для учебного проекта это хороший результат.
здесь мои интересы к информационным технологиям и механизмам как раз сошлись
На самом деле, особенно не выбирал. Учась в 11 классе, я придумал деревянного робота — шахматиста Chess bot, который может играть с человеком и управляется с помощью мобильного приложения. Я подумал, что программа абстрактная, а в шахматы интересно играть с реальным противником. Поэтому я придумал Chess bot — это механическая рука-манипулятор, которая может переставлять фигурки на поле: с помощью мобильной камеры робот видит шахматную доску, анализирует и делает ход. Спроектировал и начертил его я сам, а детали вырезал на лазерном станке.
Этот проект был представлен на Рождественском фестивале цифровых интерактивных инсталляций, там на него обратили внимание специалисты «Станкина», работающие в Центре технологической поддержки образования, и пригласили меня для того, чтобы запрограммировать настоящий промышленный манипулятор для игры в шахматы. У них на тот момент тоже были некоторые наработки, и они, увидев моего Chess bot, решили использовать идеи с техническим зрением. В результате этого, можно сказать, совпадения, мне, тогда еще школьнику, удалось реализовать настоящие производственные задачи. И после этого я поступил в МГТУ «Станкин», здесь мои интересы к информационным технологиям и механизмам как раз сошлись.
Я сдавал ЕГЭ по профильной математике, русскому, физике и информатике. Готовился сам, без репетиторов и курсов. Честно говоря, математика и физика в нашей школе не были на высоком уровне. Сдал я экзамен средне: 56 баллов по математике, 55 — по физике, 88 — по информатике. Сейчас, закрыв две сессии в «Станкине», я понял, что ЕГЭ не такой уж и сложный. Надо просто полюбить на время предмет, который сдаешь, и тогда он окажется интересным и несложным.
На мой факультет — «Информатика и вычислительная техника» — в тот год был проходной балл (он не сильно изменился) 215. У меня 249 баллов, вместе с дополнительными, куда вошли баллы за диплом с отличием IT-школы и еще второе место в номинации «Техническое творчество» на Салоне изобретений и инновации «Архимед», которое занял мой робот. С этими баллами я проходил в МГТУ им. Баумана, но пошел все равно в «Станкин».
это такое устройство, которое печатает сообщения из телефона или мессенджера на тонкой бумажной ленте
Сюда поступают те, у кого есть интерес именно к промышленному производству, к машиностроению. Помимо того, что есть общего на этой специальности во всех вузах, здесь упор делается на станкостроение, технологии производства. Например, все студенты «Станкина», вне зависимости от направления, изучают инженерную графику — это усиленная версия черчения. Есть курс компьютерной графики — разработка на CAD-системах деталей для станков. В университете есть лаборатория 3D-печати — это дорогие, современные станки, на которых студенты осваивают трехмерную печать.
В «Станкине» есть целый комплекс лабораторий, называется «Научный полигон — опытное производство», где представлено оборудование из разных стран: Чехии, Франции, Германии, Италии, за каждой закреплен специалист-консультант, ведутся исследования. Студентов и магистров могут отправить на стажировку в другие страны.
Вообще, университет технически хорошо оснащен: современные станки, промышленные манипуляторы, здесь есть даже экспериментальные промышленные линии — теоретически на базе вуза можно организовать мелкосерийное производство.
Пока я делал игру, мне пришлось научиться рисовать, а от рисования до черчения тоже недалеко — так я научился разрабатывать механические чертежи. Мне крайне нравится идея и эстетика стимпанка, когда над каждым механизмом, над каждым узлом работают как над произведением искусства. Поэтому старая техника такая красивая. Я очень увлечен ретро, изучаю все, что с этим связано: статьи, старые фотографии, технические документации, чертежи.
Сейчас заканчиваю работу над мини-телеграфом. Это такое устройство, которое печатает сообщения из телефона или мессенджера на тонкой бумажной ленте. Оно выглядит как старинный аппарат. И у меня в голове есть несколько небольших проектов в этом духе — игрушки в стиле ретро.
Любому студенту, который получает техническую специальность, традиционно самым сложным кажется матанализ. Некоторым сложно дается инженерная графика и физика. И еще «демография» жуткая — в среднем в группе из 30 человек у нас всего пять-шесть девочек.
Я верю в то, что у робототехники огромное будущее — как компьютеризация изменила мир, так лет, может быть, через десять роботизация совершит новую революцию. Но за действиями робота всегда стоит компьютер, в этом смысле власть машин не страшна, без управления машина бесполезна. А вот стоит ли бояться искусственного интеллекта? На эту тему высказываются многие авторитетные люди: Стив Хокинг, Стив Возняк и другие — но единого мнения у них нет. У меня пока тоже не сложилось. В любом случае, этот момент не настолько близок, чтобы уже начинать паниковать.
Примерно с 9-10 класса, самое раннее с 8 класса, искать себе курсы или наставника по программированию или самому изучать дополнительные ресурсы, так как школьного курса информатики недостаточно. Но раньше тоже не надо — у человека должен сформироваться интерес, полное понимание того, что происходит в IT-сфере и что ему на самом деле интересно.
Обсуждение материала
Оставить комментарий