Гибкость — это набор определенных навыков. Вот самые главные из них.
Умение быстро переключаться между задачами
Специалистам все чаще приходится не заниматься какой-то узкой проблемой, а параллельно делать сразу несколько дел. Конечно, сложно при этом не потерять в концентрации — но фокус в том, чтобы полностью отдавать свое внимание одному делу на определенном отрезке времени, а потом менять приоритеты.
Что делать: тут, например, могут помочь приложения вроде Tomato Timer — в течение определенного промежутка нельзя отвлекаться ни на какие другие задачи, но когда прозвучит сигнал таймера, можно сходить налить себе чая, сделать небольшую зарядку, а потом заняться чем-нибудь другим. Все зависит от вашего личного объема внимания и сложности задачи: кто-то успевает сделать одно дело за пару «томатов» (50 мин.), а кому-то хорошо бы потратить на него половину рабочего дня, а вторую половину заниматься чем-то еще.
Способность адаптироваться к новым условиям
Экономика становится все более глобальной: для того чтобы сделать один самолет Boeing, сообща трудятся 500 000 специалистов из разных стран. Совместная работа в команде, рассредоточенной по разным континентам, предполагает командировки, видеоконференции в разное время суток (ведь участвовать в них будут люди, живущие в нескольких часовых поясах) и умение сосредоточиться за пределами офиса.
Что делать: тут поможет только практика — невозможно научиться доделывать презентацию на пересадке в Бангкоке, если вы все еще мирно работаете от звонка до звонка в офисе. Но можно творчески использовать городское пространство и учиться сосредотачиваться, например, в антикафе, в парке или даже в метро. Главное не переборщить: смысл не в том, чтобы добавить себе больше стресса, а в том, чтобы мозг научился спокойнее реагировать на необычные условия труда. Настроиться на нужную волну могут помочь приложения для короткой медитации вроде Calm и HeadSpace.
Выход за рамки привычных шаблонов мышления и поведения
Технологии развиваются так быстро, что у людей, которые трудятся в инновационной экономике, часто нет возможности использовать отлаженные старые алгоритмы работы, и приходится изобретать новые прямо на ходу. Плюс в том, что это ужасно интересно, минус — приходится все время генерировать удачные идеи в условиях неопределенности. Контрол-фрикам на такой работе будет сложно.
Что делать: развивать креативность в широком смысле — не только художественное чутье, но и способность решать проблемы нестандартно. Как это сделать? Во-первых, приучить себя не останавливаться на очевидных вариантах и перебирать больше идей. Во-вторых, изучать непривычные области знаний — много интересных откровений возникает на стыке тем и дисциплин, которые никто раньше не пытался связать друг с другом. Стоит поизучать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера — это советская методика получения творческих решений, основанная на тщательном анализе изобретательских патентов. Еще могут пригодиться книги по развитию нестандартного мышления — например, С. Д’Соуза, Д. Реннер «Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться».
Готовность сменить курс
Самая большая проблема авторитетных специалистов (в первые годы работы это никому не грозит, но стоит приготовиться заранее) — в том, что они привыкли считать, что знают все, и им становится все сложнее отказываться от старых взглядов в пользу более актуальных решений. Во-первых, это уже привычка, а во-вторых, человек на высокой должности часто боится сомневаться в правильности своих действий, чтобы не показаться некомпетентным. Чтобы справиться с этим «багом», надо стараться почаще смотреть на привычные вещи с точки зрения новичка, чтобы взгляд не замыливался (самое просто практическое упражнение — рассказывать детям о том, чем вы занимаетесь, и просить их задавать побольше вопросов). А еще — сосредотачиваться на цели («решить задачу лучше» или «узнать больше»), а не на своем имидже («Я должен выглядеть так, как будто я знаю все лучше всех, иначе меня не будут воспринимать всерьез). Это касается и учебы — можно значительно расширить представления о поднадоевшем предмете, если перестать его воспринимать как что-то очевидное.
Разные точки входа
«Информационное плато» преодолевается через смену формата обучения. Это часто используют преподаватели иностранных языков, советуя студентам переводить любимые песни и смотреть сериалы, но метод можно перенести и на другие дисциплины. Надоели книги — переключитесь на видео, надоело видео — попробуйте рисовать графики, если и это достало, ознакомьтесь с интервью самых крутых специалистов в этой области. Это будет стимулировать мозг и не даст потерять мотивацию.
Обсуждение материала
Оставить комментарий