Любовь к нашей родине еще с советских времен считается делом государственным. «По сложившейся с советских времен традиции патриотическое воспитание и в новой России рассматривается преимущественно, если не исключительно, как задача государства. Именно государство решает, как именно должны воспитываться его граждане, какие инструменты и акценты этого воспитания должны быть», — к таким выводам пришли эксперты Санкт-Петербургского отделения ВШЭ, проводя исследование «Патриотическое воспитание как объект государственной политики: количественный анализ региональных программ».
Поэтому приоритетные цели этих программ — не столько любовь к родным березам, сколько воспитание молодежи в духе лояльности и даже некого пиетета к государству, власти, правительству. Кроме того, как выяснили исследователи, тщательно изучив программы разных регионов РФ, почти 80% программ патриотического воспитания содержат милитаристские задачи, связанные с допризывной подготовкой и повышением престижа службы в Вооруженных силах.
максимально щедро оплачивается патриотизм в Тюменской области — 230 млн рублей в год
В конце 2015 года правительством России была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы» — она уже четвертая по счету и охватывает всю страну. Но в каждом регионе есть и свои программы патриотического воспитания молодежи, и они имеют свои особенности. Например, где-то ответственность за патриотизм лежит на органах исполнительной власти по делам молодежи, где-то, гораздо реже, на органах образования региона. А в Смоленской области, например, был сформирован специальный орган — Главное управление по гражданско-патриотическому воспитанию.
Бюджет, который тратят регионы на патриотическое воспитание, тоже очень неодинаковый: разница между минимальной и максимальной суммой средств, выделенных на воспитание одного патриота, — в 700 раз. Максимально щедро оплачивается патриотизм в Тюменской области — 230 млн рублей в год, а в Карачаево-Черкесии — всего 200 тыс. рублей. Даже при поправке на население региона можно наблюдать значительный размах вариации: от 0,23 (Нижегородская область) до 160 (Тюменская область) рублей на единицу населения в год.
Однако, общий среднегодовой бюджет на воспитание любви к родине впечатляет — 873 миллиона рублей. И это только региональный, не считая того, что выделяют на эти цели федеральные власти. Сопоставимые расходы выделяются на программы по развитию малого и среднего предпринимательства, снижение рисков и смягчение последствий ЧП регионального характера.
реальное содержание задач в подавляющем большинстве случаев посвящено военно-патриотической работе
Несмотря на различия, в программах патриотического воспитания разных районов есть много общего. Во-первых, это отождествление патриотического и военно-патриотического воспитания, а иногда и просто допризывной подготовки к службе в Вооруженных силах. Список приоритетных задач во всех регионах практически идентичен: «78% анализированных программ содержат задачи милитаристского характера, заключающиеся в улучшении качества допризывной подготовки граждан, развитии у них чувства долга за выполнение конституционных обязанностей (служба в ВС РФ) и повышении престижа службы в силовых органах в целом», — указывают исследователи. («Учёба.ру» писала о военном воспитании в школах в материале «Марш-марш левой: законны ли военные сборы в школе и как их избежать».)
Даже несмотря на формальные акценты на развитии толерантности и межнационального взаимодействия, которые в большой степени должны быть актуальны для национальных республик России (Бурятия, Коми, Татарстан, Дагестан и др.), реальное содержание задач в подавляющем большинстве случаев посвящено военно-патриотической работе. «Среди собранных программ лишь четыре устанавливают перед субъектом задачи по поддержке этносов и развитию национальной терпимости. В общем же массиве доля данных задач составляет лишь 3%», — отмечают ученые.
Еще одна тенденция, которая объединяет большинство региональных программ и идет от программы федерального уровня: «единственно стабильным лейтмотивом является такой якорный аспект российского патриотизма, как победа в Великой Отечественной войне».
Исследователи обнаружили и еще одну общую особенность региональных программ: документы по патриотическому воспитанию в регионах в большинстве своем создаются без учета местных особенностей и в основном «банально повторяют пафосные формулировки государственной программы».
Обсуждение материала
Оставить комментарий