Факультет пищевой биотехнологии (в 2011 году вошел в состав МГУПП)
Из школьных предметов мне всегда больше всего нравились химия и биология. Для меня это были очень интересные дисциплины. Их изучение помогает нам исследовать мир. Это же так интересно и захватывающе — узнавать что-то новое про самих себя, про то, что нас окружает. Точные науки я не очень любила. Помимо школы я занималась музыкой, закончила музыкальную школу, занималась классическими танцами.
Когда пришло время выбирать вуз, я начала с того, что сразу отмела все те профессии, по которым не смогла бы работать в будущем. При дальнейшем выборе я обратила внимание на специальность, которую выбрала впоследствии — «стандартизация и сертификация». Она мне показалось очень увлекательной, а также полезной в современной жизни специальностью. Я стала выбирать вуз. Больше всего меня привлекала пищевая промышленность. Такое направление предлагали всего два университета — МГУПБ (на Волгоградском проспекте) и МГУПП (на Соколе). Из-за расположения мой выбор пал на МГУПБ. Почему именно пищевая промышленность? Мне она интереснее, чем, например, медицина, и я могу применять полученные навыки в повседневной жизни. Ну и, как говорится, кушать люди будут всегда.
Стандартизация как профессия — разработка стандартов и другой нормативной документации, которым должна соответствовать продукция. Если говорить простыми словами, это создание документов, руководствуясь которыми производители делают качественные продукты. А сертификация — это контроль качества и безопасности продукции.
Для поступления было необходимо знание химии, математики и русского языка. Причем, по моему мнению, экзамен по русскому языку для этой специальности нужно принимать не по принципу «сдал/не сдал», а сделать его основным предметом для поступления наравне с химией, так как невозможно разрабатывать документы, плохо зная русский язык. Когда я поступала, сдавали только пробное ЕГЭ, так что наши вступительные экзамены были письменными.
На экзаменах по химии и математике были задачи и примеры подобные тем, что мы решали на уроках в школе. Было определенное количество заданий, по-моему, по 20 заданий на экзамене по каждому предмету, по результатам экзамена формировался проходной балл. Помню, максимально можно было получить 20 баллов. А по русскому языку мы писали диктант. Он был заключительным экзаменом и оценивался по принципу «сдал/не сдал». Даже если на предыдущих экзаменах абитуриент набирал высшее количество баллов, но не мог сдать язык, его отсеивали. Я бы не сказала, что экзамены были нереально сложными, но сдать было нелегко. Одни задания было просто решить, другие не удалось вовсе. Это касается математики и химии. С русским языком проблем у меня не возникало.
Да, я твердо решила поступать именно на эту специальность (о чем ни капли не жалею, к слову), поэтому сразу подала документы только в этот вуз. Мой балл на экзаменах был 18, как и проходной, но количество студентов, решивших поступать на наш факультет, было очень большим, что не позволило всем желающим поступить на бесплатные места. Так что, когда мне сообщили, что на бюджете я учиться не буду, мне было, конечно, обидно, но я решила оставить документы и учиться на платном.
О поступлении я не пожалела ни разу. А впечатление было очень неоднозначным. Во-первых, мне сразу бросилось в глаза кардинальное отличие от школы и её порядков. Во-вторых, вспоминается такой веселый момент, что каждый из первокурсников хотя бы раз заблудился в коридорах и переходах главного здания университета.
в сентябре всегда можно было отличить первокурсников, по их выпученным глазам и фразе: «Как пройти в кабинет такой-то? Мы на лекцию опаздываем!».
В-третьих, мне университетская система образования всегда нравилась больше школьной, несмотря на обилие на 1-2 курсе предметов, не нужных для специальности.
Как я писала ранее, главный минус — большое количество предметов, не связанных со специальностью. Но это, я думаю, не недостаток нашего вуза в частности, а несовершенство системы образования в целом. А главным плюсом считаю то, что многие преподаватели (я говорю конкретно про свой факультет) имеют реальный опыт работы в той специальности, которую преподают. Это, на мой взгляд, значительно важнее, чем теоретические ученые степени. Мне нравилась система контроля за посещаемостью: за прогулами следили, но не отчисляли всех подряд, всегда давали шанс исправиться и отработать, пересдать. Обобщая, скажу, что уровень образования поддерживался на хорошем уровне, и при достаточно лояльном отношении к студентам с их личными проблемами нам всегда давали понять: «Вы пришли учиться, чтобы стать хорошими специалистами. Не желаете учиться — вас никто держать не станет».
На всех курсах основными были разные виды химии (их было очень много), микробиология, основы пищевых производств, с 3-го по 5-й курс в обучении преобладали предметы по специальности — метрология, стандартизация, сертификация, биохимия, системы качества, статистика и квалиметрия (наука о качестве).
Микробиология изучает микроорганизмы (микробы и бактерии). Поскольку главная задача нашей профессии — обеспечение качества и безопасности пищи, мы должны знать все о том, что это качество может испортить, — о вредных веществах, микроорганизмах. Кроме того, мы должны знать про то, как можно испортить пищу, производя её. Для этого мы изучали такой предмет, как основы пищевых производств. Не следить за чистотой производства — один из простейших способов испортить пищу (кстати, это относится не только к пище). Несоблюдение технологии также может привести к порче продукта. В общем, существует много способов испортить продукты. Наша задача — не допустить того, чтобы опасные продукты продавались.
Мне нравились «химия пищи» и «биохимия». Эти предметы несколько похожи, их суть состоит в изучении процессов, происходящих в организме и при производстве продуктов. Подробнее описать, боюсь, не получится, иначе интервью превратится в лекцию. Ещё мне нравилась сертификация, но это, скорее, профессиональный выбор: собственно, и работаю я сейчас по этой специальности.
В целом преподавательский состав — профессионалы своего дела. Как писала ниже, у многих есть реальный опыт работы по специальности, которую они преподают. Были, конечно, и строгие, и лояльные к студентам преподаватели, как и везде, я думаю. Были и такие, кто относился к своей работе без энтузиазма и не старался донести до студента знания, а просто стремился отработать часы. Однако таких были единицы.
Тут тоже одним словом не опишешь. На нашу профессию идут учиться люди с совершенно различными интересами. В основном, конечно, со мной учатся девушки. Не все из них выбрали данную профессию осознанно. Были и те, кто пошел учиться «поближе к дому» или «главное — высшее получить». Но были и такие, кто, как и я, выбирал специальность вдумчиво и был очень рад полученной профессии.
Выпускники специальности «стандартизация и сертификация» могут выбрать одну из сторон процесса контроля за качеством продукции: на производстве или в контролирующих органах. Есть три основных направления работы. Первое из них — стандартизация — разработка нормативной документации, второе — испытания продукции — собственно, контроль качества непосредственно в лаборатории, и третье — сертификация — работа в органе по сертификации или в отделе по сертификации на производстве. Органы по сертификации занимаются выдачей разрешительных документов для ввоза продукции из-за границы и ее продажи. Кроме лаборатории, где идёт непосредственная работа с «колбочками и пробирочками», выпускников ожидает бумажная работа. Но эта работа — ответственная и, как мне лично кажется, довольно интересная.
Я окончила вуз в 2011 году и работаю по профессии — в органе по сертификации, экспертом по сертификации. Мои обязанности — анализ документов на продукцию и протоколов (из лаборатории). Если вся документация верная и качество продукции в ходе лабораторных испытаний подтверждено, то мы выдаем документы, подтверждающие соответствие продукции — декларацию о соответствии или сертификат соответствия.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Моя сфера деятельности жестко регламентируется законом, поэтому она не может деградировать или развиваться, она просто есть. В данном случае существует только один фактор, влияющий на работу в каждом конкретном случае — человеческий. Например, специалист работает недобросовестно или, более того, сознательно идет на нарушение закона, например, выдает поддельные документы. Но система в целом от этого не страдает, поскольку специалистов, добросовестно выполняющих свою работу, все же большинство. Российская система достаточно развита. Есть свои нюансы — например, переход к единой таможенной зоне с несколькими странами обязывает к переходу к новым нормативам. Получается, что некоторым вроде бы знакомым вещам приходится учиться заново. Хотя суть работы остается неизменной. И подобные изменения в нашей стране в последние несколько лет случаются довольно часто.
Обсуждение материала
Оставить комментарий